news%2Fekonomika%2Fvoina-s-avtostantsiyami-igra-na-karmane-potrebitelya
749

Чернигов

Подрубрики будут тут
 

Война с автостанциями, игра на кармане потребителя

Министерство инфраструктуры подготовило нововведения в работу украинских автостанций. Согласно проекту приказа «О внесении изменений в Порядок регулирования деятельности автостанций», планируется отменить автостанционный сбор и ввести фиксированную сумму в размере одной гривны с билета. Это решение вызвало волну непонимания и неодобрения среди участников рынка. Транспортники сходятся во мнении, что переход к новой модели приведет к краху автостанционного бизнеса, негативно скажется на работе перевозчиков и, в конечном счете, на пассажирах.

Сегодня прибыль автостанции складывается из автостанционного сбора (он зависит от классности автостанций и устанавливается последней) и агентского вознаграждения от перевозчиков – это процент от тарифа на перевозку. Такой процент сегодня равен 10%. Согласно новому приказу, автостанционнный сбор будет упразднен и вместо него с каждого проданного билета будет взыматься одна гривна.

Чем руководствовались в министерстве?

В пояснительной записке к Приказу говорится, что данные нововведения позволят уменьшить стоимость проезда для пассажиров и повысят рентабельность перевозок. Также это будет способствовать развитию сервиса на автостанциях, так как они будут вынуждены предлагать лучшие услуги и бороться за потребителя, вместо того, чтобы собирать обязательную плату с каждого пассажира для наполнения своего бюджета. Так ли это? Давайте разбираться.

Законность

Первое, на что указывают все юристы, это то, что Приказ противоречит законодательству о ценообразовании. Автостанционный сбор относится к свободным ценам, и не может определяться фиксированной суммой (Постановление КМУ №176 «Об утверждении Правил предоставления услуг пассажирского автомобильного транспорта»), размер автостанционного сбора определяется владельцем автостанции. Согласно Постановлению КМУ № 1548 «Об установлении полномочий органов исполнительной власти и исполнительных органов городских советов по регулированию цен (тарифов)» автостанционный сбор не содержится в перечне объектов регулируемых цен. В свою очередь Мининфраструктуры утверждает порядок назначения автостанционного сбора, но никак не назначает его фиксированную сумму.

Последствия

Законом Украины «Об автомобильном транспорте» автостанции должны оказывать ряд обязательных услуг для пассажиров и перевозчиков. Например, реализация билетов, оповещение пассажиров о выходах автобусов, содержание залов ожидания, уборных т.д. Для перевозчиков необходимо обустроить платформы для отправления автобусов, оказывать информационную поддержку о состоянии автомобильного движения по маршруту. Согласно Закону, автостанции несут полную ответственность за качество предоставляемых услуг.

После нововведений расходы автостанций не уменьшаться, но обслуживать свои обязательства последние не смогут. Об этом нам рассказали ОПАС «Восточные автовокзалы».

На примере работы Мариупольской автостанции, легко подсчитать себестоимость работы автовокзала. Средний пассажиропоток в день через автостанцию – 700 человек, в месяц это порядка 21 000 человек. С учетом 20% НДС месячный доход автостанции составит 16 800 грн.

Согласно статистике на содержание Мариупольской автостанции в январе 2015 года, было затрачено почти 127 тыс грн. Сюда входят расходы на выплату заработной платы, коммунальные платежи, технологические и хозяйственные расходы, инкасаторские и охранные услуги.

Можно легко заметить, что разница в расходах и доходе колоссальная. Операторы автобусных станций называют новый проект экономически необоснованным и считают, что он приведет к закрытию автостанций по всей Украине, массовым сокращениям штата сотрудников. Эксперты утверждают, труднее всего придется мелким районным автостанциям.

Также становится не понятной система классификации автостанций, согласно результатам аттестации. Автостанции, имеющие более высокую классность, отличаются дополнительным сервисом и более высоким качеством предоставляемых услуг. В итоге, с уравниловкой в 1 гривну, пропадает не просто мотивация повышать классность автостанции, исчезает финансовая возможность проводить модернизацию.