news%2Fekonomika%2Fchto-stanetsya-s-ukrainskoi-promyshlennostyu-bez-rossiiskogo-rynka-sbyta
917

Луганская

Подрубрики будут тут
 

Что станется с украинской промышленностью без российского рынка сбыта

С каждым днем торговые и политические взаимоотношения Украины с Россией ухудшаются. Российская Федерация является главным торговым партнером нашей страны. На долю экспорта украинского товара в РФ приходится около 25%, а на долю импорта российских товаров – больше 30%. Как не печально это говорить, но мы зависим от России в полном смысле этого слова. И зависимость это проявляется не только в том, что мы закупаем газ у соседки, но и в том, что нашу отечественную продукцию негде больше сбывать. Для европейского рынка она является неконкурентоспособной, по большей части, в техническом и экологическом плане. И если капнуть глубже, то становится ясно, что со времен СССР все металлургические и машиностроительные заводы, которые находятся в Украине, были изначально направлены на производство непосредственно для России. Таким образом, альтернативы у нас, по сути, нет.

Испорченные отношения Киева и Москвы ударили по основным экспортным отраслям украинской экономики – машиностроению, металлургии, химпрому. Но пострадает от конфликта не только Украина, но и ее российские партнеры.

Украинская зависимость
Как уже было замечено ранее, самая мощная и развитая отрасль Украины – машиностроение, которая со времен Союза была связана с энергетическим и оборонным комплексом России. И, к сожалению, за все года независимости нашей страны в данном направлении мало что изменилось. РФ все так же зависит от авиационных двигателей запорожской «Мотор Сичи». Ей так же необходимы силовые установки для кораблей, производимые на николаевском ГП «Заря-Машпроект», и турбины на атомные электростанции харьковского «Турбоатома».

За все года непрерывного сотрудничества ни та, ни другая сторона не пытались найти альтернативу. Теперь же украинским производителям сложно будет искать новые рынки сбыта и переориентировать свою продукцию на новых потребителей, а российские покупатели должны теперь найти новых поставщиков необходимого оборудования и комплектующего или развивать собственное производство. По сути, с производством они уже начали справляться. В 2000х годах после небольшого конфликта между торговыми партнерами насчет поставки трубопровода, который сооружали только наши специалисты, Россия решила своими усилиями удовлетворять данную потребность. И у них это получилось. В мире появился российский аналог бесшовных труб большого диаметра, который производился единственный в своем роде в Украине. Для нашего государства проблемой стало то, что кроме как РФ никто больше не нуждался в такой продукции. Вот и сейчас отечественным производителям придется перестраиваться на другой уровень и другие потребности. Это можно сделать только лишь внедрением новых стандартов и технологий, на что уйдет немало средств. Глава наблюдательного совета Крюковского вагоностроительного завода Владимир Приходько говорит, что по предварительным подсчетам для внедрения экологических стандартов (на предприятии) сейчас необходимо около 40 млн евро.
Однако, одними стандартами тут не обойтись. Для их внедрения нужно закупить новое оборудования и технологии, на что в сумме уйдет 100 млн.евро.

Вагонное производство
Производство пассажирских и грузовых вагонов в Украине настроено, по большей части, именно на Россию. Мало того, что российские акционеры владеют мажоритарной долей акций многих заводов, так и доля экспорта данного товара в соседскую страну составляет более 80%.

Однако, в 2013 году в РФ был введен закон, запрещающий импорт отечественных грузовых вагонов (для стимулирования производства собственной отрасли). После этого доля украинского экспорта в данной сфере сократилась до 60%. Проблемы со сбытом в РФ для этих предприятий обернулись в 2014 году низкой загрузкой или остановкой, и как следствие – сокращением штата сотрудников и зарплат. Изменить такое положение вещей может только поиск новых рынков сбыта (как, в прочем, и для всей остальной продукции) или государственный заказ на большую партию вагонов. Небольшой сдвиг украинские производители уже сделали: с КНР был заключен договор на поставку 2000 вагонов-зерновозов, тем не менее, впоследствии, поставка так и не произошла, а контракт на время приостановлен.

Российские декларации
Первым предприятием, которое попало под удар в связи с ухудшением украинско-российских отношений в этом году, стала запорожская «Мотор Сич»: компания минимизировала поставки своей продукции в Россию. Украинские власти официально не объявляли о своем требовании к отечественному производителю прекратить снабжать Российскую Федерацию авиадвигателями для военных вертолетов и самолетов, ссылаясь на государственную тайну. Но то, что такая политика ведется, подтвердил премьер-министр Арсений Яценюк.

Александра Поливаная

Информационное Агентство RBN.cc