news%2Fobshchestvo%2Fv-donetskoi-muzdrame-sostoyalos-otkrovenie-docherei-i-materei-po-bergmanovski
737

Львов

Подрубрики будут тут
 

В Донецкой муздраме состоялось откровение дочерей и матерей по-бергмановски

На малой сцене Донецкого национального академического музыкально-драматического театра состоялась премьера спектакля "Осенняя соната" Ингмара Бергмана. Первые зрители, увидевшие спектакль, откровенно плакали. Разумеется, в зале, как всегда, в большинстве своем сидели женщины, а кому, как не им, во всей полноте дано чувствовать душой и сердцем и очень эмоционально сопереживать.

И хотя спектакль в программке обозначен, как «Забавные сценки из семейной жизни на одно действие», было очень тяжело не только следить, но и понимать, что на сцене выплескивается все наболевшее, что может накопиться за жизнь у матери и дочери, которые давно не общались и не видели друг друга. И то, что между ними произошло, совсем не походило на забавные сценки. Конечно, многие из сидевших в зале видели знаменитый бергмановский фильм с одноименным названием. Обстоятельство, нисколько не смутившее киевского режиссера Ольгу Гаврилюк (сценография и костюмы – Светланы Слюнкиной, музыкальное оформление – заслуженного деятеля искусств Евгения Кулакова), поставившего этот спектакль

Потому что материал, с которым пришлось работать этому режиссеру, более чем благодатный. «Осенняя соната» многогранна и полна глубокого смысла и каждый раз прочитывается по-новому. Невероятно интересно наблюдать, как полюбившиеся зрителям артисты муздрамы предстают перед ними в необычном амплуа. И это тоже работает на конечный результат, заставляет с еще большим интересом следить за происходящим на сцене.
Игра артистов в этой постановке заслуживает всяческих похвал. Причем от мало появляющейся на сцене, но такой органичной Татьяны Кулаковой (Ева в молодости) – музыканта оркестра этого театра, до исполнителей главных ролей.

Если кратко, то в спектакле происходит следующее. Ева – жена деревенского пастора Виктора (заслуженный артист Украины Сергей Лупильцев) приглашает к себе в гости свою мать Шарлотту (заслуженная артистка Украины Татьяна Романюк). Мать и дочь не виделись семь лет, и им есть о чем и о ком поговорить.
Элегантная, красивая и властная женщина, Шарлотта, всемирно известная пианистка, всю жизнь бежала от конкретной материнской ответственности за двух своих дочерей, от чисто женской заботы о собственном муже. Для нее давным-давно нормой жизни стали постоянные разъезды и гастроли по разным странам, удачные или нет концерты, связь с любовниками, борьба с болями в спине и сплошная зацикленность на себе любимой. Когда-то, еще в юности дочери Евы, сломав ее первую и единственную любовь (она заставила дочь сделать аборт), Шарлотта, спустя годы, так и не приехала и не увидела, как счастлива была дочь, выйдя наконец замуж за пастора и родив сына. Пропустив рождение внука, Шарлотта не поддержала дочь и после его трагической гибели. Она не привыкла слушать и слышать других людей. Какие-то тонкие движения души Шарлотте попросту недоступны. Поэтому она находит скучным своего зятя и совершенно не слышит и не понимает, что и он, и ее дочь Ева – сильные, интересные и самодостаточные люди.

Шарлотта, привыкшая решать свои проблемы быстро и чужими руками (заболевшую дочь Гелену она тут же определила в клинику для хронических больных), в силу своего эгоистичного характера так и не смирилась с тем, что ее дочь (артистка балета муздрамы Елена Пожидаева) серьезно больна и болезнь прогрессирует. Кстати, болезнь проявилась после нервного потрясения Гелены. И тут не обошлось без Шарлотты, второй муж которой Леонардо влюбился в Гелену, но скоропалительный отъезд жены заставил его в спешке бежать вслед за ней. Именно это нанесло юной Гелене психотравму, от которой она так и не оправилась.

Гелена, как и Ева, очень страдающая из-за постоянного отсутствия матери дома, в очередной раз одновременно потеряла и мать, и возлюбленного. С тех пор она прикована к инвалидной коляске и не может говорить. Мать с детства в общении и отношении ведет себя с дочерьми так, как слон в посудной лавке. Поэтому, после долгого отсутствия приехав в гости к Еве, она не замечает, с каким достоинством и любовью отстаивает личность своей жены пастор. Не удосуживается понять и прочесть книгу, написанную дочерью Евой. Главное в жизни Шарлотты – успешные выступления и блестящая игра на фортепиано, выгодные ангажементы и всецело преданные ей люди, которых рядом с ней к концу жизни практически никого не остается.
О технике исполнения произведения Шопена, едва уговорив Еву сыграть на фортепиано, она отзывается снисходительно, задавив дочь не только холодным разбором, но и отточенной техникой игры, когда села за инструмент вслед за дочерью, чтобы показать свое превосходство.

Конечно, как всегда, в жизни не все так просто. В момент откровений Шарлотта предстает как стареющая и уставшая женщина, которая в нужный момент тоже не услышана дочерью. Женщина признается, что внутренне так и не повзрослела. Что ее родители тоже не умели проявлять любовь к своим детям. Может быть, поэтому внешняя, холодная, создающая видимость благополучия сторона жизни становится для нее идеалом, который ее вполне устраивает.

Шарлотта не может и не хочет понять, что у нее выросли очень самобытные, но так нуждающиеся в материнской любви дочери. Что каждая женщина хочет быть красивой, понятой, любимой, и в первую очередь своей матерью. И если этого не происходит, то на всю жизнь такие дочери страдают комплексом неполноценности. И, когда вырастают, мучительно ищут ответ на вопрос, так кто же они. При этом страстно жаждут, чтобы их полюбили такими, какие они есть. Недаром Ева пишет в своей книге, что, если найдется человек, способный полюбить ее такой, как она есть, она найдет мужество взглянуть на себя. Недаром она прозревает и говорит матери, что та сумела разрушить ее жизнь, потому что сама была несчастна.

Ночь откровений между матерью и дочерью обнажила, что в каждом человеке так много всего намешано. Что именно благодаря пресловутому «вопреки» и происходит становление личности каждого человека. Что добрая и кроткая Ева может быть очень жестокой и ненавидящей, слепой и несправедливой, в запальчивости отнеся личность своего отца к посредственностям. И тут уже Шарлотте приходится дивиться внутренней слепоте дочери и отстаивать неординарность и человеческое достоинство своего первого мужа-архитектора и отца ее дочерей.

Конечно, она не лишена меркантильности и практичности. Шарлотта кичится своей красотой, безупречной фигурой, тем, что за годы постоянных изнурительных гастролей сумела заработать приличную сумму. Она постоянно стремится привлечь внимание к себе любимой. И надо было видеть, как снисходительно и с явным чувством собственного превосходства она обнаруживает, что, оказывается, умерший ее муж Леонардо завещал ей приличный капитал. Особо глубоко не переживая его недавнюю смерть, даже не подозревая, какие страсти ее ждут в первую же ночь откровений с Евой, она на полном серьезе решает все-таки не дарить дочери и ее мужу новый автомобиль, хотя изначально собиралась поступить именно так. Решает отдать им свой старый. И первое, что ее просто потрясает, когда откровенный разговор с дочерью Евой все-таки состоялся, это то, что она ненавидит ее, свою мать.

И неудивительно, ведь та так и не поняла, что всю жизнь только подавляла дочь. Шарлотте так и не удалась роль матери и жены, ведь для этого нужно просто любить. Как любит ее, невзирая на предательство, ее больная дочь Гелена. Как продолжает любить своего умершего ребенка ее дочь Ева. Как любит свою жену пастор.
Выслушав все стороны, ловишь себя на мысли, что жизнь никого не щадит. Жалко мечущуюся и обретшую себя в духовном мире Еву и ее мужа пастора. Жалко Шарлотту и ее дочь Гелену. Первую за предстоящее ей одиночество и старость, которые женщины переносят гораздо трагичнее мужчин. Вторую за светлую, красивую и чистую душу, которая все простила матери и излучает свет любви, хотя очередной отъезд Шарлотты привел Гелену к страшной истерике и срыву хрупкого душевного равновесия.
Что важно лично для меня в этом спектакле, так это то, что у нас как-то не принято каяться, хотя в финале дочь Ева (Светлана Бойко), написав матери письмо, делает это по-бергмановски проникновенно, мудро и всепрощающе. Ведь, как сказал Конфуций, даже самая длинная дорога начинается с первого шага. И первый шаг Евой сделан.

Но, поскольку, если говорить о жизни, то и продолженье следует, и жизни нет конца. Поэтому примирение и покаяние – неотъемлемые ее спутники. И, написав письмо-раскаяние, Ева сделала еще один шаг на пути к пониманию того, что человек рождается и умирает в одиночестве, но, пока он жив, ему так необходима любовь, которую он должен не только получать, но и дарить близким…

На премьере побывала Анна Гайворонская