news%2Fobshchestvo%2Fpolovina-donetskogo-benzina-%E2%80%93-bodyaga
931

Украина

Подрубрики будут тут
 

Половина донецкого бензина – бодяга

Половина донецких АЗС разливают бензин, несоответствующий украинским стандартам качества. С таким заявлением 12 июня выступил Виталий Чеховский, лидер общественного движения AutoVisio, которое занимается защитой прав украинских автомобилистов, в первую очередь, что касается права каждого водителя на качественное топливо.

«На этот раз мы решили проверить два восточных региона - Донецкий и Луганский. Всего отобрали 48 проб на 24 АЗС, анализировали самые популярные виды топлива - бензины А95 и А92», - говорит эксперт.

Проверке подверглись как крупные сетевые бренды, так и безымянные одиночные АЗС. В частности проверка коснулась: WOG, ОККО, Parallel, КИП, Pilot, Монблан, Petrol, DP, Артемида, Юкойл – в Донецкой области, OKKO, Parallel, Авиас, Marshall, ТК, Вигос, Сириус, ukrtoplivo.ua – в Луганской области, и ряд безымянных заправок. По результатам исследования, 13 АЗС из 24 продавали топливо, которое грубо нарушало стандарты качества.

Следует сказать, что сегодня в Украине практически отсутствует государственная система контроля качества, а каждая заправка авто превращается в русскую рулетку – повезет или не повезет. Проблема в том, что в Украине до сих пор действует двойной стандарт: ГОСТ 2001 года Евро-3, который использовать в Европе давно запрещено и ГОСТ 2007 года Евро-4. Эксперт отмечает, что Европа скоро перейдет на Евро-6, и, покупая европейские машины, украинцам сложно быть уверенными в том, что «заточенные» под топливо европейского класса, они покажут свой максимум, питаясь украинским.

Следует также понимать, что украинские НПЗ сегодня технологически не готовы переходить на производство топлива более высоких стандартов. Для этого нужна модернизация, новое дорогостоящее оборудование. Естественно, денег на это, как всегда, нет. А зачем? Ведь и так покупают.

За последние пять лет активисты AutoVisio составили, так сказать, антирейтинг городов-лидеров по продаже некачественного топлива. Первое место в списке «самых-самых» занимает Харьков. Там во время проверки 2011 года было выявлено порядка 80% АЗС, которые продавали топливо, не соответствующее заявленным стандартам. Второе место занимает АР Крым с 60%, и последние исследования показали, что Донецкая и Луганская области расположились на третьей ступеньке с печальным показателем «бодяги» - более 50%.

На востоке проверка велась по следующим показателям: октановое число, содержание серы и бензола, ароматики. По словам Виталия Чеховского крупные нарушения в основном наблюдаются на заправках несетевых брендов. «На трассе Донецк-Мариуполь есть АЗС, к слову, на вид очень презентабельная, где в бензине марки А95, 65% составлял спирт», - рассказывает Виталий Чеховский.

В результате исследований было выявлено три основных тренда «бодяги»:

- смесевые бензины, то есть «бодяжничество обычное». Когда содержание бензола и серы превышает норму в разы, это говорит о том, что бензин не заводского происхождения, а получен путем смешивания прямогонного бензина и октаноповышающих присадок.

- второй вид – бодяга спиртовая. Это тот же прямогонный бензин, который может быть производной коксохимического производства, в который добавляется спирт. Спирты могут быть абсолютно разные: этиловый, метиловый и другие, что помимо вероятности разъедания внутренних частей топливной системы, может провоцировать возникновение онкологических заболеваний.

- третий коктейль, когда традиционная бодяга смешивается со спиртовой. Проще говоря, смешивается все, что остается.

Принципиальный момент – каждая АЗС должна иметь паспорта качества и сертификаты на то топливо, которое она реализует. Судя по документам - 30% проверяемых АЗС реализовывают топливо украинских заводов, которых сегодня всего два в Украине – Кременчугский и Шебелинский. Еще более интересно то, что часть из этих 30% показали документы Лисичанского НПЗ, который уже как год не отгружает топливо.

«Среди проб, которые были с сертификатами качества украинских заводов, мы нашли больше всего несоответствий. Например, бензин Шебелинского завода - из восьми проб не соответствовало шесть», - говорит эксперт.

В свою очередь Александр Васьковский, председатель Общественной организации Городской союз автоперевозчиков Донецка был еще менее оптимистичен в части оценки качества бензина на донецких АЗС. Эксперт озвучил мнение, что бензин в регионе либо плохой, либо очень плохой. И дал лишь один совет: стараться избегать очень плохого. «Мы одно время пытались проводить переговоры с разными АЗС, на тему того, чтобы членов нашей организации перевести на их обслуживание. При этом поднимался вопрос цены и качества – нам были нужны гарантии, что при заправке на конкретной АЗС, машины будут проезжать расстояние, примерно, как в Европе. Но эти переговоры ничем не увенчались. Никто не смог взять на себя ответственность и дать такие гарантии», - рассказывает Васьковский.

Так как защититься?

Вместе с тем Виталий Чеховский отмечает, что заправка на крупных сетевых АЗС, все-таки, может служить своего рада гарантией качества бензина. Процент фальсификата и нарушения стандартов на таких АЗС на порядок ниже. Приличного топлива, по словам эксперта, на украинском рынке примерно половина. Так что шансы у нас 50/50. «Мы сегодня не говорим, что весь бензин в Украине плохой. Наша деятельность направлена на то, чтобы предоставить человеку выбор в тех условиях, в которых он живет и работает. В Украине есть сегодня ритейлеры, которые продают качественный бензин. И результаты исследований показывают, что качество у них достаточно стабильное по всей территории Украины», - говорит эксперт.

«К сожалению, наша деятельность, как общественной организации, происходит в абсолютном отрыве от государственных органов. Мы неоднократно со своими исследованиями стучались в различные контролирующие органы, передавали обращение в Кабмин с требованием начать контролировать качество топлива и ввести единый стандарт, хотя бы Евро-4. В ответ мы не получили никакой реакции, поэтому вся наша деятельность сегодня ведется чисто в потребительском поле», - говорит Виталий Чеховский.

В условиях полного попустительства существующей проблемы со стороны государства, в силу разных причин, единственным действенным методом борьбы с проблемой, в AutoVisio видят предание вопросу абсолютной гласности. Только так, через открытые каналы коммуникаций, активисты создают черные списки тех АЗС, на которых заправляться опасно, информируя украинских автомобилистов о качественных изменениях в стройных рядах участников рынка. Списки и статистику по всем украинским АЗС, которые подверглись экспертизе, можно найти на официальном сайте AutoVisio.

Юлия Чечёткина
Информационное Агентство RBN.cc