news%2Fpolitika%2Fdelezh-na-donetskom-rynke-avtomobilnykh-perevozok
931

Украина

Подрубрики будут тут
 

Делёж на донецком рынке автомобильных перевозок.

Последний конкурс на пригородные маршруты могут отменить. 17 декабря 2013 года был объявлен открытый конкурс №57 по перевозке пассажиров на пригородных и междугородних внутриобластных автобусных маршрутах общего пользования в Донецкой области. Организатор данного конкурса: департамент развития базовых отраслей промышленности Донецкой облгосадминистрации. Всего на конкурсе было выставлено 41 объект, среди которых были 6 наиболее рентабельных это №121 и №107 сообщением Донецк – Макеевка. Первоначальные условия тендера предполагали компоновку объектов в том виде, в котором перевозки осуществляются сегодня по маршрутам №121 и №107 - на конкурс 17 декабря было выставлено 6 пакетов, под 10 графиков. Такая компоновка графиков создавала равную возможность для перевозчиков разного масштаба претендовать на победу. В связи с этим каждый находясь в равных условиях решал сам с какими ресурсами ему участвовать в конкурсе. Некоторые из перевозчиков преобретали в кредит автобусы, другие надеялись на победу имея существующую техническую базу. Также следует напомнить, что в соответствии с действующим транспортным законодательством, по каждому объекту перевозчик должен предоставить специальный транспорт для пассажиров с ограниченными физическими возможностями. То есть, согласно первоначальной редакции тендера, спецавтобусов должно было быть шесть.

Интересное и необъяснимое стало происходить сразу же после объявления конкурса. Всего в течение недели, сначала 19 декабря, а далее и 25 декабря были опубликованы правки к ранее заявленным объектам конкурса. Речь идет о самых высокорентабельных маршрутах №107 и №121 общей численностью 60 графиков (то есть 60 машин), сообщением Донецк-Макеевка. Стоит отметить, что глава конкурсного комитета – первый заместитель главы облгоадминистрации Сергей Генадиевич Дергунов. Подобные изменения не могут проходить без согласования данного чиновника, соответственно это происходит либо по его прямому указанию, либо по молчаливому согласию. Ранее эти маршруты обслуживали три предприятия: ТОВ «Фаэтон» (два пакета «8+» и «9+» по 121 маршруту), ТОВ «Виктория» (пакет «10+» по 121 маршруту) и ТОВ «Авторесурс Донбасса» (два пакета «15+» и «16+» по 107 маршруту). объектов конкурса остается только три, а именно «8+», «9+» и «15+». Такому решению ничто не предшествовало и вызвало шок у перевозчиков. Ведь люди готовились, брали на себя финансовые обязательства, приобретали транспорт, а после этих изменений они остаются просто в стороне. По непонятным причинам 25 декабря количество объектов с трех сокращается до двух, именно «8+» и «9+», о чем также свидетельствует публикация в «Жизни». В связи с такими

Публикация в газете «Жизнь» от 19 декабря гласила, что из шести перекомпоновками обделенными остаются не только перевозчики, мы как пассажиры так же страдаем. Если ранее по данным графикам должно было быть шесть автобусов для пассажиров с ограниченными возможностями, то числотаковых сначала сократилось до трех, а после и вообще до двух. Такая компоновка графиков подрывает принцип равной конкуренции, поскольку реальные шансы на победу в конкурсе остаются лишь у одного, считайте самого крупного предприятия, которое ранее и обслуживало два из шести объектов. Сейчас объединенные объекты выставлены на конкурс под номерами «8+» и «9+», которые ранее обслуживало предприятие «Фаэтон». По условиям того же конкурса, перевозчик обслуживавший ранее данные маршруты получает дополнительных 11 балов. Такое количество дополнительных балов перебить не возможно, даже если другой претендент приобретет 60 новых автобусов для участия в данном конкурсе. За обновление подвижного состава насчитывают лишь 6 дополнительных балов. Все это напрямую указывает, что совершенное ничто иное как подтасовка ради выгоды конкретного перевозчика. Укрупнение в транспортной сфере процесс эволюционный и неминуемый, однако, в конкретном случае есть как минимум два прямых вопроса.

Во-первых, не ведет ли это к монопольному положению? В связи с уменьшением пакетов, падает количество обязательного транспорта для людей с ограниченными возможностями с 6 до 2 автобусов. Отпадает необходимость обновления подвижного состава, поскольку на маршруте остается один крупный перевозчик с дополнительными балами. Также один из наиболее острых вопросов – соблюдение регулярности графиков, отсутствие срывов в движении – все сконцентрировано в руках одного перевозчика.

Во время Расширенного совещания по вопросам системы пассажирских перевозок Донецкой области, проходившем 26 декабря в горсовете по инициативе ВААП (Всеукраинская ассоциация автомобильных перевозчиков), председатель Донецкого областного отделения ВААП Александр Долматов, все эти опасения прокомментировал так: «Да, это ведет к монополизации». Долматов не скрывает, что подобный подход к вопросу – прямое лоббирование отдельных интересов конкретного перевозчика.

Правомерность данных действий, по словам эксперта, должен оценить суд, в случае если кто-то из перевозчиков в него обратится.

Во-вторых, основания считать конкурс неправомерным все-таки есть. Обратившись за разъяснением к директору Департамента автомобильного транспорта Министерства инфраструктуры Украины Дмитрию Петухову, относительно того, можно ли вносить правки в условия конкурса после их публикации и старта конкурса, чиновник отметил: «Все должно делаться согласно того, что было опубликовано, либо нужно отменять конкурс и проводить его заново».

Закономерно, что у автоперевозчиков, которые взяли кредиты и купили новые машины, чтобы иметь право участвовать в конкурсе, возникает вопрос: почему крупные предприятия вытесняют малый и средний бизнес с рынка автомобильных перевозок? Ведь они так же укрупняются и совершают шаги на пути улучшения качества предоставляемых услуг.

Поскольку есть предпосылки, что два вышеупомянутых изменения в конкурсе №57 внесены незаконно, заказчику ничего другого не останется, как отменить тендер и назначить новый. В виду того, что сейчас в нашем государствевсе события, так или иначе, касаются темы Майдана, в данной ситуации вполне возможно, что автоперевозчики (которые стремятся развивать малый и средний бизнес) также могут выразить свое недовольство.

Теги: 
Теги: