news%2Fekonomika%2Fidei-agrarnogo-soyuza-ukrainy-dlya-reformirovaniya-apk
922

Ровенская

Подрубрики будут тут
 

Идеи Аграрного союза Украины для реформирования АПК

Аграрный сектор Украины наиболее динамично развивающаяся отрасль. Безусловно, металлургический комплекс и машиностроение оставляют за собой лидирующие позиции, однако, в последние года именно АПК бурно наращивает свой торговый оборот и приносит большую часть прибыли. Наша зерновая продукция на мировом рынке пользуется достаточно высоким спросом, от чего и выигрывают украинские производители. Тем не менее, последние события в стране крайне отрицательно влияют на все аспекты жизнедеятельности экономической системы Украины. Для того, чтобы избежать краха, который прогнозируют многие эксперты, правительство обязано провести ряд реформ и задействовать определенные меры. Они должны быть иными, кардинально отличающимися от тех, которые проводились со времен независимости нашей державы, так как советские методы больше не работают в столь бурно меняющихся условиях.

Земля как актив
За последние годы земельные реформы рассматривались с геодезического плана, просто оценивая землю по ее меркам. Госкомзем именно этим и занималась, позабыв о том, что земля является экономическим ресурсов, а, следовательно, ее и нужно рассматривать с экономической точки зрения. Не зря ведь предприятия вносят земельные участи на счет активов. Как известно, все, что находится в активе, генерирует денежные потоки и является средством получения основного дохода, а также отражает имеющиеся запасы, которые принесут доход в будущем.

В сельском же хозяйстве главным активом являются земельные фонды. При этом часто забывают, что технологии, интеллектуальная собственность и права на землю – это нематериальные активы. У современных компаний их доля может достигать 80%. Но все это относится к земельным ресурсам и непосредственно сильно влияет на производительность и рентабельность предприятия. Что касаемо реформ, то необходимо вспомнить систему, которая применялась в 90х годах. Тогда выделение земельных участков зависело от имущественных прав, а не простых замерителей.

Налогообложение
Еще в конце прошлого столетия было решено ввести единый сельхозналог для всех предприятий АПК, рассчитав перед этим усредненную цифру из всех необходимых налогов. Данная мера была придумана для упрощения ведения сельскохозяйственного бизнеса, однако, сейчас это только усугубляет положение. Размер этого единого налога стал совсем неподходящим к новым условиям.

Координатор аналитического центра Аграрного союза Украины Лариса Старикова говорит, что это является наиболее существенной проблемой. «Этот единый сельскохозяйственный налог остался, и теперь «висит на волоске» – слишком много желающих убрать его вообще, хотя сельхозпредприятия утверждают, что если его убрать, все рухнет. Последнее утверждение, к слову, тоже отчасти является правдой. По крайней мере, для фермерств и предприятий среднего размера следует оставить упрощенную систему», - говорит координатор. В конечном итоге, аграрники заявляют, что они согласны платить больше, при условии, что установится налог с 1га земли. Для них так будет проще, и государство не будет заботиться о выплате налогов. Еще одним условием согласия на увеличение налоговой ставки является отмена всех прочих платежей и штрафов. Они как раз таки и тормозят эффективность работы АПК.

Финансы поют романсы
Финансовый сектор страны имеет свою особенность, которая, в принципе, никогда не радовала ни бизнес, ни само государство. Эту особенность можно сравнить с ситуацией на потребительском рынке в 80х годах: есть продукты, дефицит которых наращивает напряженность на рынке, их запасы ограничены и приходится доставать «из заначки». Для кого-то этот продукт будет труднодоступным, а для некоторых слоев общества – обычным рационом. Так и в сельском хозяйстве сейчас. Правительству, в первую очередь, нужно более тщательно и адекватно распределять финансирование отдельных блоков отрасли, дабы нейтрализовать возникший дисбаланс.

Не так давно Государственный земельный банк получил определенные ресурсы от государства, которые должны быть направлены на определенные нужды. По мнению Ларисы Стариковой, основное внимание должно уделяться финансированию активов и оборотных средств. Неплохо было бы также урегулировать вопрос со страхованием. Основное бремя этого лежит на Аграрном фонде. Однако, с недавних пор он перестал работать как полагается, так как вместо основной регулирующей функцией он занимался одним лишь кредитованием, что в итоге кончилось для него очень плохо.

Значение регулирования
Правительство, кажется, за двадцать с лишним лет не осознало основной своей функции регулирования секторов экономики. С одной стороны, создавая различные фонды, администрации, центры, законодательные и прочие акты, оно пытается всячески и разностороннее регулировать все сферы действия бизнеса. Иногда доходит до того, что предпринимателям «нечем дышать». С другой стороны, все эти структуры и документы на практике не действуют и не применяются, так как четкого надзора их применения нет, создается условия самостоятельного функционирования при минимальном вмешательстве государственных органов. Простыми словами, происходит дерегуляция. В итоге, для того, чтобы определить приоритетность тех или иных методов, нужно найти точку равновесия между этими двумя противоположными понятиями.

На примере ЕС точкой равновесия является простое техническое регулирование. Это фиксация критических параметров по земле, по экологии и необходимость развития корпоративной документации сельхозпредприятий – тех самых нематериальных активов с учетом этих критических параметров. В остальном же присутствие правительства будет лишь затруднять деятельность предприятий.

Александра Поливаная

Информационное Агентство RBN.cc

Теги: 
Теги: 
Теги: 
Теги: 
Теги: